Заочный круглый стол про инфраструктуру социально ориентированных организаций Область прикрепленных файлов

Безусловно, необходимо и более активное создание в регионах инфраструктуры поддержки социально ориентированных организаций. Это одно из условий их развития и успешной работы в соцсфере.

НКО работают активно, делают много полезного, но в числе государственных поставщиков – пока единицы. Совет Федерации намерен развивать законодательство, чтобы государственные и негосударственные учреждения могли на равных конкурировать в социальной сфере. С этой целью должны быть усовершенствовано бюджетное законодательство, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Михаил Терентьев (заместитель председателя Комитета Госдумы России по труду, социальной политике и делам ветеранов):
— Негосударственные, некоммерческие организации наиболее близки к каждому человеку, чем государство, которое не всегда оперативно реагирует на сложные жизненные ситуации, особенного тогда, когда все случается неожиданно  для семьи и человека. Безусловно, НКО могут эффективно работать, оказывая поддержку социально уязвимым слоям населения. Например, Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидом (ВОИ) успешно реализует уже в течение четырех лет проект по содействию в трудоустройстве людей с инвалидностью. Агентство по содействию в трудоустройстве, которое создано Тюменской областной организацией ВОИ, оказывает различные услуги по предоставлению помощи инвалидам в трудоустройстве: информирование о возможностях трудоустройства и обучения, изучение интересов инвалидов в сфере самозанятости, самообеспечения и самообразования, формирование базы данных инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, поиск вакансий с учетом индивидуальных возможностей соискателей, консультирование работодателей по вопросам трудоустройства инвалидов, содействие в трудоустройстве и обучении.

Ирина Дрозденко (директор Мультицентра социальной и трудовой интеграции Ленинградской области):
— Занимать ниши (бреши) в социальном обслуживании населения нужно и можно, но только тем организациям, которые готовы документально подтвердить свой профессиональный подход, гарантирующий качество услуги. К сожалению, в отличие от медицинских услуг, в сфере соцобслуживания на сегодня не приняты стандарты качества социальных услуг, которые могли бы обеспечить их безопасность и доступность нуждающимся гражданам. Задача государственных органов социальной защиты — контролировать данный процесс, устанавливая критерии качества для соцуслуг и формируя реестры поставщиков услуг из числа НАКО.
Наша организация почти пять лет ведет благотворительную программу «Сестринский уход» на площадке детской областной клинической больницы, сопровождая нянями, сиделками детей-сирот и детей-инвалидов, находящихся в больнице без родственников и нуждающихся в постоянном закрепленном за ними индивидуальном помощнике.
Относительно таких проблем, не решенных государством, рассматривать участие негосударственного сектора важно и нужно, но грамотно и обоснованно оформляя это взаимодействие. Определяя берега полномочий и границы ответственности сторон, принимая принцип заявленной услуги от законных представителей интересов детей-сирой и детей инвалидов-сирот, а именно руководителей тех учреждений, которые направляют их на лечение.

Алексей Сиднев (управляющий группы компаний Senior Group):
— По мере привлечения негосударственных организаций система социальной защиты изменится кардинально, главным образом  за счет появления конкуренции. Сейчас  в социальной сфере она практически отсутствует. Большую часть услуг предоставляют государственные структуры, получатели не имеют возможности выбрать, кто будет оказывать им помощь и как. Когда конкуренция на этом рынке появится, все участники будут стремиться получить клиента, что приведет к повышению качества услуг, внедрению инноваций и, как следствие, к улучшению качества жизни людей.
Власти Санкт-Петербурга уже успешно работают с негосударственными поставщиками. Например, в пансионате для пожилых «курортный», который открыт в партнерстве с благотворительным фондом «Хэсэд Авраам», почти не пустуют места: согласно федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан» №442, люди имеют возможность проживать там с минимальной доплатой.
В Москве появляются частные службы патронажа на дому. Когда мы запускали социальную службу «Помощник», к нам перешли некоторые сотрудники из государственных центров соцобслуживания. Они прошли обучение по нашей программе и вернулись к работе со своими подопечными. После этого мы некоторое время получали звонки от пожилых людей, которые спрашивали, что случилось — настолько улучшилось качество услуг.
Не стоит опасаться, что с привлечением коммерческих компаний государственные структуры социальной поддержки исчезнут. Со временем они адаптируются к новым условиям и повысят качество услуг, как это уже происходит в других областях, например в медицине.

Какую нормотворческую и организационную работу необходимо провести для обеспечения реализации трудового потенциала инвалидов? Какое самое важное условие для их трудоустройства — комфортного и достойно оплачиваемого?

Ирина Костевич (министр труда и социальной защиты Республики Беларусь):
— В настоящее время доля работающих инвалидов в Беларуси составляет порядка 15%. В республике создана законодательная база, определяющая государственную политику в сфере занятости инвалидов, которая содержит нормы, гарантирующие им право на труд, а также конкретные меры содействия в трудоустройстве. Так функционирует система господдержки предприятий, использующих труд инвалидов, которая включает стимулирование за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ организаций и нанимателей к созданию и сохранению дополнительных рабочих мест для инвалидов. Наверное, мы единственные в СНГ сохранили такую практику. Отлично себя зарекомендовала программа по адаптации инвалидов к трудовой деятельности. Работает система бронирования рабочих мест для инвалидов. В целом с помощью государственной службы занятости ежегодно трудоустраивается 35-40% инвалидов от нуждающихся.
В 2015 году Беларусь подписала, а в 2016-м ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, тем самым фактически утвердила принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении своих граждан-инвалидов. В целях обеспечения скоординированности исполнительной, судебной, законодательной власти, а также гражданского общества, в том числе общественных организаций инвалидов, утвержден национальный план действий по реализации данного документа на 2017-2025 года. Предусмотрены мероприятия по совершенствованию механизма трудоустройства инвалидов, включая изучение возможности  установления квот для организаций по приему на работу инвалидов, законодательное закрепление статуса социального предприятия, государственная поддержка социального предприятия, расширение возможности для трудоустройства инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. Кроме того, будут приняты нормы, устанавливающие запрет на дискриминацию по признаку инвалидности, включая прием на работу, сохранение работы, продвижение по службе и т.д.

Михаил Терентьев (заместитель председателя Комитета Госдумы России по труду, социальной политике и делам ветеранов):

Во-первых, занятость должна быть эффективной. Человек должен быть занят там, где он может реализоваться и стать более счастливым, чем до такого своего опыта. Региональные и государственные органы власти должны в различных формах поддерживать спортивные организации, которые создают условия для развития спортом и реабилитации людей с инвалидностью. Во-вторых, необходимо поддерживать предприятия, на которых заняты инвалиды, в виде преференций, упрощающих доступ к государственным муниципальным заказам, к поставкам полуфабрикатов и услуг для госкорпораций. Нужно создавать условия развития экономики, которые поощряют социальную ответственность бизнеса.

Источник: Вестник