Исследование: VR-технологии помогли улучшить качество жизни постояльцев дома престарелых в Малаховке

Погружение в виртуальную реальность (VR) помогло снизить болевой синдром и улучшить когнитивные способности пожилых постояльцев гериатрического центра «Малаховка» в Москве. Об итогах эксперимента «Таким делам» рассказали в проекте природотерапии посредством виртуальной реальности Virry.Life, который разработали в британской компании ответственных этичных технологий Fountain Digital Labs.

В первом этапе исследования, который длился ежедневно в течение трех недель, участвовали 23 подопечных в возрасте старше 70 лет и 52 сотрудника центра «Малаховка». Все они погружались в виртуальную реальность и гуляли по африканской саванне.

В результате в 34% случаев у пациентов снижались переживаемые болевые ощущения, в 40% случаях значительно улучшилось настроение, а 58% подопечных впоследствии обсуждали новый опыт со своим близкими. Также организаторы эксперимента отметили у пожилых людей улучшение когнитивных способностей и «рост интереса ко всему новому». У сотрудников пансионата в то же время снизился уровень агрессии и так называемого психологического выгорания.

Перед первым VR-погружением участники проходили тестирование по методике запоминания десяти слов, которую разработал один из основателей нейропсихологии Александр Лурия. Также использовалась авторская методика известного возрастного психолога Катерины Мурашовой под названием «Свободный рисунок на тему природы».

В беседе с «ТД» Мурашова отметила, что не следует воспринимать проект как «лекарство от старости», а скорее как способ решить одну из целого комплекса проблем пожилых людей с помощью переориентации сознания.

«Старость сопровождается рядом симптомов и синдромов, например, хроническим болевым синдромом, угасанием когнитивных возможностей — конкретно с этим мы можем работать разными способами, — рассказала эксперт. — Известно, что физическая активность продлевает в том числе и когнитивную, а болевой синдром имеет комплексную природу — отчасти это что-то реально происходящее, а отчасти опосредованный результат деятельности нервной системы. Если мы переориентировали мозг на получение других впечатлений, например, отправиться в саванну гулять со львами, таким образом происходит уменьшение болевого синдрома».

Как отмечает психолог, когда человек получает новый когнитивный опыт, это естественным образом активирует все системы его организма.

«У человека, которому становится чуть-чуть поинтересней жить, усиливается и желание жить, поэтому он задействует все резервы организма, — пояснила Мурашова. — В психологии есть понятие “ах-реакция”. Она заключается в том, что какое-то неожиданное, удивительное впечатление дает кратковременную активацию метаболизма по типу стресса. Если при этом данная ситуация безопасная и положительная, на фоне активации метаболизма мы получаем, например, лучшую усвояемость лекарств, лучшую сопротивляемость инфекциям, больше энергии для реабилитации».

По словам Мурашовой, пока недостаточно количественных данных, чтобы сделать вывод о средней продолжительности эффекта от VR-погружений у пожилых, однако эксперимент намерены продолжать.

Клинический психолог, старшая сестра гериатрического центра «Малаховка» Елена Иванова рассказала «Таким делам», что для психологов из наблюдений за подопечными было очевидно, что психоэмоциональный фон — настроение и эмоции — улучшался.

«Переключение психической деятельности — это очень важно. Для людей с деменцией характерна утрата памяти на текущие события, однако после того как пилотный проект закончился, многие подопечные сами приходили к этой комнате с виртуальной реальностью. Этот факт очень показателен», — сказала Иванова.

Источник: Журнал «ТАКИЕ ДЕЛА»