Выгодно ли государству заботиться о здоровье своих пожилых граждан?

Предприниматель Алексей Сиднев — о том, выгодно ли государству заботиться о здоровье своих пожилых граждан

По данным Росстата, средняя продолжительность жизни в России у мужчин — 66 лет, у женщин — 77 лет, а здоровыми и полностью самостоятельными мужчины остаются в среднем до 59 лет, женщины — до 67 лет.

В тот промежуток, когда человек нездоров, ему требуется уход. Если государство не поддерживает жизнеспособность пожилого человека, то эта забота ложится на плечи родственников. В случаях, когда речь идет о бабушке или дедушке, которые не могут обслуживать себя самостоятельно (а таких сегодня в нашей стране, по данным ВОЗ, 18% от общего числа людей старше 70 лет), вероятнее всего родственнику придется взять на себя роль сиделки, уволиться с работы и ухаживать за престарелым человеком. Как правило, такой уход занимает минимум полгода. За это время специалист начнет терять свою квалификацию. А если необходимость не работать затянется, то он рискует вообще не вернуться на прежнюю позицию.

При этом наше государство поощряет подобный способ решения проблемы, выплачивая родственнику-сиделке небольшое ежемесячное пособие. Его размер символический (1200 рублей в месяц), но сам факт существования этого пособия нелогичен: государство дает понять, что это правильная ситуация, когда человек берет на себя обязанности по уходу за престарелыми родственниками и не занимается своей прямой работой. Но ведь при этом он не вносит вклад в национальную экономику в виде продукта своего труда и налогов. По логике, такое положение вещей не выгодно государству. Трудоспособная часть населения должна работать.

Расходы здравоохранения на пожилых людей составляют большую часть от общего объема затрат. Если продолжительность здоровой жизни пенсионеров увеличится, то расходы на эту возрастную категорию граждан сократятся. Таким образом, вторая причина, по которой в интересах государства поддерживать жизнеспособность старшего поколения, — экономия бюджетных средств.

Почему, к примеру, Израиль вкладывает столько сил и денег в то, чтобы обеспечить своим гражданам достойную старость? Так власти сокращают потоки эмигрантов и увеличивают количество тех, кто возвращается в Израиль на постоянное место жительство. Молодежь и люди среднего возраста, зная, что им гарантирована комфортная старость, не стремятся уехать из страны в поисках лучшей жизни. Страна сделала систему гериатрического ухода своим конкурентным преимуществом. Это еще одна причина, по которой властям интересно заботиться о старшем поколении.

Но, конечно, нельзя смотреть на проблемы пожилых исключительно с экономической точки зрения.

Например, если решение о структуре ухода будут принимать финансисты, то с большой вероятностью они сделают выбор в пользу стационарозамещающих технологий, то есть скажут, что нужно увеличивать число сиделок на дому, потому что это дешевле, чем оказание помощи в стационарных условиях. Но дешевле для кого? Для государства? Дело в том, что полностью удовлетворить потребность в уходе с помощью таких технологий не удастся, так как количество нуждающихся слишком высоко, то есть сиделок не будет хватать, поэтому семьи будут вынуждены нанимать квалифицированный персонал по уходу на дому самостоятельно.

Кроме того, важно понимать, если речь идет о человеке с высокой степенью зависимости от посторонней помощи, то его нельзя оставить одного ни ночью, ни днем, даже на несколько часов. А сиделке нужны выходные, отпуск, она может заболеть. Следовательно, придется нанимать двух, а то и трех сиделок, а это значит, что расходы увеличиваются в два-три раза. Кроме того, родственники также будут тратиться на питание, лекарства, средства гигиены и другие вещи. Таким образом, при более внимательном анализе ситуации выходит, что тренд на стационарозамещающие технологии, который наблюдается в последнее время, нельзя назвать однозначно оптимальным и подходящим для всех.

Возникает вопрос: как найти баланс между финансовыми интересами государства и семей? Представляется, что ответом может стать развитие коммерческого сегмента ухода за пожилыми людьми. Это логичное решение на фоне того, что чаще все-таки именно бизнесу удается произвести действительно качественный продукт, за который не стыдно, и это относится не только к российской действительности.

В Швеции, в муниципалитете Остерсунд, провели эксперимент. Построили резиденцию для пожилых с двумя идентичными корпусами. Один из них отдали в распоряжение госструктурам, второй — частному сектору. Через три года оценили работу каждого по трем критериям: выполнение стандартов качества, стоимость услуг, удовлетворение персонала. Затем полученные результаты сравнили. По стандартам качества частный корпус опережал государственный по восьми позициям из десяти. Стоимость услуг частного корпуса была на 26% ниже, чем государственного. Единственный пункт, по которому оба отделения оказались равны, — удовлетворенность персонала. В российской экономике мы также видим примеры, когда государство проигрывает в эффективности и качестве бизнесу, поэтому будет целесообразно, если власти станут рассматривать предпринимателей как партнеров, способных решать социальные проблемы общества.

Таким образом, хотя на первый взгляд может показаться, что забота о старшем поколении выходит за рамки экономических интересов страны, на самом деле государству выгодно, чтобы пожилые люди жили долго и были здоровы.

Поэтому нужно обеспечить не только качественный уход за пожилыми, но и проводить профилактику гериатрических заболеваний, которая позволит увеличить продолжительность самостоятельной жизни. И квалифицированный уход, и эффективную профилактику в состоянии организовать частные гериатрические или реабилитационные центры, причем стоимость их услуг во многих случаях ниже, чем организация необходимой заботы на дому. Поэтому можно предположить, что в ближайшие несколько лет власти станут уделять больше внимания развитию частного сегмента по уходу за пожилыми, расширять государственно-частное партнерство в этой сфере, а также разрабатывать системы контроля качества подобных учреждений и оценки их эффективности.

Автор — председатель правления Ассоциации негосударственных поставщиков социальных услуг для пожилых людей

Источник: Известия