Какая она, нормальная старость?
Какая она – нормальная старость? Про детей мы знаем практически все. С момента рождения человек сразу встраивается в социум и начинает соответствовать нормативам: мы знаем, когда младенец должен учиться держать головку, когда ползать, когда режутся зубы, когда он должен произнести первые слова и какого рода слова должны быть.
Нормы старости исследованы куда меньше. Здесь все исключительно индивидуально в силу различий в багаже приобретенного опыта, образа жизни, привычек и множества других факторов. Однако ученые во главе с Н. К. Корсаковой заинтересовались, какой же должна быть старость в ее норме и провели исследование среди более чем 300 здоровых людей в возрасте от 50 до 100 лет, у которых никогда не было психических и неврологических проблем и поводов для обращения к врачу.
Итак, нормальное старение характеризуется, прежде всего, индивидуальностью, и рассматривать его стоит не столько с точки зрения нарастания ограничений, сколько с точки зрения стратегии их замещения новыми возможностями. Меняется качественно психика – принято думать, что с возрастом ухудшается память, но на самом деле куда чаще меняется вектор ее направленности. Если молодые люди стремятся к запоминанию и усвоению нового, то пожилые – к воспоминаниям, опыту и анализу его глубинных пластов. Для самореализации на данном этапе крайне важна передача опыта и смыслов. Поэтому пожилые педагоги учат иначе, чем молодые, транслируя ориентацию на детальный анализ и скрытую ценность вещей. Они же могут привести гораздо больше примеров из жизни и с удовольствием вспоминают истории из молодости. Именно поэтому пожилого человека стоит окружить предметами, музыкой и изображениями, которые напоминают о юности – так память долгое время можно удерживать в хорошем состоянии. Это понимают в пансионате для престарелых Senior Group.
В старости человек начинает работать как одноканальная система. Способность делать 100 дел одновременно (и то, прямо скажем, не всегда хорошо) – удел молодых или Юлия Цезаря. Пожилой человек, читая газету, уже не может слушать радио, полностью фокусируясь на тексте. Также у большинства пожилых людей меняется восприятие голоса и темпов речи – лучше всего воспринимаются низкие голоса и медленный разговор. Зато оживает тактильная система: пожилые люди обожают перебирать вещи, вытирать пыль, получать подарки с разными текстурами – все это оживляет память. Снижается уровень креативности, зато растут аналитические способности.
Согласитесь, интересные результаты исследования, которые в будущем можно будет направить на более качественное встраивание пожилых людей в жизнь общества, а также подбор новых занятий и работы для них с целью повышения социального признания и значимости.